Группа "Подсолнушки" МАДОУ ДСКВ "Тополёк"

рабочая программа крухка"АБВГДейка"

 Пояснительная записка.

.

Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие  в нормативные сроки звуковой   стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь,тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

 Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.Данная программа разработана на основе авторской программы КолесниковойЕ.В.»От звука к букве.Обучение дошкольников элементам грамоты».

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

Задачи программы.

Образовательные:

Формирование и развитие фонематического слуха

Развитие произносительных умений

Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией

Знакомство со слоговой структурой слова

Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

Расширение словарного запаса детей

Формирование и развитие звуко- буквенного анализа

Подготовка руки  ребёнка к письму

Развивающие:

Развитие слухового восприятия

Развитие графических навыков

Развитие мелкой моторики

 Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

Воспитание умения работать

Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

Режим занятий.

Программа ориентирована на  детей 5-6 летнего возраста.

Срок реализации программы- 1 год(36часов).

Занятия будут проводиться 1 раза в неделю,в понедельник во 2 подовине дня..

Длительность каждого занятия для детей данного возраста -25мин.

Форма организации-групповая..

Планируемые результаты освоения программы

К концу учебного года ребёнок должен:

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);

- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.

- соотносить звук и букву:

- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

-проводить звуковой анализ слов;

- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.

Содержание программы.

Развитие звукобуквенного анализа.

Развитие фонематического восприятия.

Формирование первоначальных навыков чтения.

Подготовка руки ребёнка к письму.

- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

- Закреплять умение делить слова на слоги.

- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

- Учить определять место заданного звука в слове ( в начале, в середине и в конце).

- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником ( моделирование).

- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные- красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат ( моделирование).

- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.

- Учить писать слова с помощью графических изображений.

- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.

- Учить соотносить звук и букву.

- Учить писать слова, предложения печатными буквами.

- Учить проводить звуковой ( фонетический ) анализ слова.

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

- Познакомить с термином «предложение».

- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.

- Учить записывать предложение условными обозначениями.

- Способствовать развитию графических навыков.

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Распределение программного материала на учебный год

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1Звук и буква А,У.

Занятие 2 Звук и буква О

ОКТЯБРЬ

Занятие 3 Звук и буква И.

Занятие 4 Звук и буква М.

Занятие 5 Звук и буква С, чтение слогов.

Занятие 6 Соединяем буквы А,У,О,И и читаем слоги.

НОЯБРЬ

Занятие7 Соединяем буквы А,У,О,И,М и читаем слоги.

 Занятие 8 Соединякм буквы А,У,О,И,С и читаем слоги.

Занятие 9 3акрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов, слов

Занятие10 Учимся соединять буквы и читаем слитно слоги ма.му,мо,ми.

ДЕКАБРЬ

Занятие 11 Учимся соединять буквы и читаем слитно слоги со,са,си,су.

Занятие 12 Звук и буква Х.

Занятие 13Звук и буква  Р.Звуковой анализ слов»хор»,»сом»,»сор».

Занятие 14 Звук и букваШ, чтение слогов.

ЯНВАРЬ

Занятие15 Дифференциа-ция звуков С-Ш.

Занятие 16 Звук и  буква Ы предложения

Занятие 17 Звук и  буква Л.

слогов, предложений

ФЕВРАЛЬ

Занятие 18 Дифференциация  звуков Л-Р.

Занятие 19  Звук и буква Н.,

Занятие 20 Звук и  буква К.

Занятие 21 Звук и буква Т.

МАРТ

Занятие 22 Звук и буква Ф.

Занятие 23 Звук и буква П,чтение слогов, , стихотворных текстов.

Занятие 25 Звук и буква З, чтение слов, стихотворных текстов

Занятие 26 Дифференциация звуков З-С.

АПРЕЛЬ

Занятие  27Звук и буква Й.

Занятие 28  Звук и буква Г.

Занятие 29

Дифференциация звуков Г-К.

Занятие 30 Звук и буква В.

МАЙ

Занятие 31 Звук и буква Д.

Занятие 32 Звук и буква Б.

Занятие 33 Звук и буква Ж.

Занятие 34 Дифференциация звуков Ж-Ш.



Формы подведения итогов реализации программы.

Проведение открытого занятия для родителей.

Методическое обеспечение образовательной  программы.

1.Демонстрационный материал,предметные картинки.

2.Книги детских писателей.

3.Рабочие тетради для детей 5-6 лет.

4.Учебно-методическая литература.

5.Дидактические игры.Карточки для звукового и слогового анализа слов.

6.Обозначение гласных и согласных звуков (красный, синий, зелные цвета).

7.Модели слов и предложений.

8.Наглядный и раздаточный материал для дошкольников по лексическим темам.

Список литературы

Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» . Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА , Москва 2007г

Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.  Издательство ЮВЕНТА , Москва 2007г

Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет»

У.М.Сидорова. Задания  по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Творческий центр. Москва 2010г

Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. ТЦ «Учитель». Воронеж 2009

Е.В.Колесникова. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 5-6лет.Приложение к учебно-методическому пособию «Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «ЮВЕНТА», Москва 2009г

23 февраля 2015 в 13:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.