Лучше сразу обеспечить
безопасность ребенку,
чем потом сожалеть.
Американская пословица
Актуальность проекта
Дети подвергаются опасности в самых разных и порой неожиданных обстоятельствах: на улице, дома, в интернете, при неблагоприятных природных условиях и т.п. Под опасностью понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных угрожать, наносить ущерб здоровью и жизни детей, разрушительно действовать на их окружающую среду, нарушать условия нормального функционирования органов и систем ребенка.
Проблема детской безопасности интернациональна и актуальна для всех слоёв населения, так как дети особенно подвержены воздействию обстоятельств, обусловленных различного рода рисков. За повседневными заботами родители часто забывают, что несут ответственность за безопасность своих детей. Пренебрегают элементарными базовыми правилами, забывают заниматься обучением своих детей, пренебрежительно относятся к построению самой системы безопасности вокруг детей, жалеют на это средства и время. Последствия этому могут быть самые плачевные.
Социальное развитие представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта. Вопросам ознакомления дошкольников с социальной действительностью посвящены труды С.А. Козловой, Алешиной Л.В., Князевой О.А., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н. В их исследованиях в основном освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности.
Безопасность – это одна из основных потребностей. Исторически сложилось так, что в России в основном развивались такие виды безопасности, как государственная, военная, техническая и некоторые другие, в то время как социальная безопасность оставалась в тени. Сейчас отношение к проблеме социальной безопасности постепенно меняется. Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности.
В Федеральном законе «О безопасности» № 2446 от 5.03.1992 г. безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. К нормативно-правовым документам, относящимся непосредственно к защите детей и их прав, относятся Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», Семейный Кодекс РФ, Конституция РФ.
Поведение людей в опасных ситуациях различно и не всегда опасность, исходящая от окружающей среды, может быть очевидна для ребёнка. И только от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Работать с ребёнком над выработкой навыков безопасного поведения необходимо регулярно, постепенно и в занимательной форме (ролевые игры, решение ситуационных задач, поощрение и т.д.). Необходимо научить ребёнка, куда и к кому обращаться за помощью, создать, так называемые, «островки безопасности» (к кому и как нужно обращаться за помощью).
Сами опасности крайне неоднородны, методы и средства предотвращения опасностей и защиты от них требуют учета специфики обстоятельств и специальных знаний.
Выделяется ряд опасностей, связанных с местом пребывания детей: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Остановимся на одном из видов опасности: общение ребенка с незнакомыми людьми.
Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. К сожалению, мы слишком часто видим по телевизору и читаем в газетах объявления о пропаже детей и другие неприятные случаи, виновниками которых становятся незнакомые люди. Ребенка может обидеть каждый, но мы в состоянии защитить его от подобных вещей. Малыша нужно учить поменьше общаться с незнакомцами, держаться от них подальше. Если в семье есть маленький ребенок, хочется дать ему все самое лучшее, обезопасить его от всех дурных влияний внешнего мира. И неприятности подстерегают вас там, где вы меньше всего их ждете. Чужие дяди и тети с плохими намерениями могут подстерегать детишек в любом возрасте. Необходимо сделать так, чтобы ребенок не попался на удочку незнакомца.
Постановка проблемы
Работая в детском саду, замечаем, что дети не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, поэтому эта проблема настолько актуальна, что послужила нам основанием для выбора данной темы.
Данный проект направлен на информирование и самосознание в отношении безопасности: на освоение детьми правил безопасного поведения при контакте с незнакомцами, для предостережения от опасностей, связанных с этими контактами.
Цель проекта: обучение правилам поведения при встрече с незнакомцем; формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения. Задачи проекта:
Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;
Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
Подготовить детей к встрече с незнакомцами и познакомить с правилами поведения при общении с ними;
Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице и дома;
Способствовать развитию самостоятельности, осторожности и осмотрительности в общении с незнакомыми людьми;
Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, воображение, мышление и творческие способности;
Обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
Повысить уровень социально–личностной компетенции детей;
Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач;
Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности.
Информировать родителей о правилах поведения детей с незнакомыми людьми.
Тип проекта:
Смешанный (информационно – практико-ориентированный, творческий)
Коллективный
Краткосрочный
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители
Срок реализации:
Третья неделя февраля
Формы реализации проекта:
- организованная образовательная деятельность детей – непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивная деятельность;
- свободная самостоятельная деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап |
Содержание деятельности |
Формы работы
|
1. Выявление проблемы.
2. Определение темы, цели и задач проекта.
3. Анализ проблемы: что уже есть, что нужно сделать, к кому обратится за помощью, в каких источниках можно найти информацию.
4. Выработка плана действий.
5. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
6. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса. |
1. Опрос родителей по теме проекта
2. Беседа с детьми «Кто ты незнакомец»
3. Составление воспитателем плана действий по теме:
- руководство деятельностью детей;
- подбор методической, научно-популярной,
художественной литературы, иллюстративного материала по теме;
- подбор методической литературы для проведения просветительской работы с родителями;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности, игрушек и атрибутов для игровой и театрализованной деятельности;
- разработка конспектов занятий, бесед |
II. Практический этап |
1.Определение источников информации.
2. Сбор и уточнение информации.
3. Систематизация информации.
4. Решение промежуточных задач |
Раздел программы |
Формы работы
|
Познание
Здоровье
Коммуникация
Социализация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Физическая культура
Театрализованная деятельность
Работа с родителями
Обогащение предметной среды |
1. Образовательная деятельность на тему:
- «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми»
2. Беседы с детьми:
- «Если ты один дома»;
- «Случай на улице»;
- «Не открывай дверь чужим людям»;
- «Как позвонить в службу спасения»;
3. Составление творческих рассказов «Как я иду в детский сад»
4. Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин на тему: «Если ты один дома», «Опасные ситуации в общении с людьми на улице»
5. Блок дидактических игр «Безопасность на улице и дома»:
- «Где прячутся опасности», « Добро и зло», «Безопасно - опасно», «Собери картинку», «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!», «Опиши прохо
жего» и др.
6. Сюжетно-ролевые игры:
«Когда мамы нет дома», «Магазин», «Семья», «Приходите в гости к нам»,
«Люди добрые, люди злые»
7. Чтение рассказа «Марта и Чичи в парке»;
- Чтение русских народных сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и леса», «Маша и медведь», «Лиса в заячьей шкуре»
- Чтение С. Михалкова «Дядя Степа милиционер», С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Ш. Перро «Красная шапочка», Е. Васильева «Чтобы не было беды - делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности», А.С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Л. Толстого « Приключение Буратино»
8. Рисование «Свои и чужие люди»
9. Конструирование «Комната»
10. Подвижные игры:
- «С кочки на кочку», «Кто быстрее подаст сигнал», «Похитители и настойчивые ребята», «Смелые мышки» и др.
11. Драматизация сказки «Кот, петух и лиса»;
- Обыгрывание ситуаций «Вызов милиции», «Вызов скорой помощи», «Если звонят в дверь».
12. Консультации для родителей на тему: - «Правила поведения детей с незнакомыми людьми»;
- «Защита детей сегодня».
- Совместная творческая работа родителей и детей. Рисование на тему: «Свои и чужие»
- Оформить информацию на стенде для родителей на тему: «Советы родителям: ребенок и незнакомец», «Памятки для родителей»
13.Создать в группе развивающую среду по теме «Безопасность».
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап |
Содержание деятельности |
Формы работы
|
1. Выявление проблемы.
2. Определение темы, цели и задач проекта.
3. Анализ проблемы: что уже есть, что нужно сделать, к кому обратится за помощью, в каких источниках можно найти информацию.
4. Выработка плана действий.
5. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
6. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса. |
1. Опрос родителей по теме проекта
2. Беседа с детьми «Кто ты незнакомец»
3. Составление воспитателем плана действий по теме:
- руководство деятельностью детей;
- подбор методической, научно-популярной,
художественной литературы, иллюстративного материала по теме;
- подбор методической литературы для проведения просветительской работы с родителями;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности, игрушек и атрибутов для игровой и театрализованной деятельности;
- разработка конспектов занятий, бесед |
II. Практический этап |
1.Определение источников информации.
2. Сбор и уточнение информации.
3. Систематизация информации.
4. Решение промежуточных задач |
Раздел программы |
Формы работы
|
Познание
Здоровье
Коммуникация
Социализация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Физическая культура
Театрализованная деятельность
Работа с родителями
Обогащение предметной сСписок литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 144с.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность дошкольников»
3. Богачёва О., Дубягина «Школа выживания или 56 способов защитить ребёнка от преступления»
4. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим «Правила личной безопасности»
5. Радзиевская Л. И. Ты один на улице. Азбука безопасности. ООО «Издательство «Литература», 2008 ООО «Издательство Оникс», 2008.
6. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-7 лет «Издательство «ТЦ Сфера», 2006.
7. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей.- М.: Книголюб, 2003. -80с.реды |
1. Образовательная деятельность на тему:
- «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми»
2. Беседы с детьми:
- «Если ты один дома»;
- «Случай на улице»;
- «Не открывай дверь чужим людям»;
- «Как позвонить в службу спасения»;
3. Составление творческих рассказов «Как я иду в детский сад»
4. Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин на тему: «Если ты один дома», «Опасные ситуации в общении с людьми на улице»
5. Блок дидактических игр «Безопасность на улице и дома»:
- «Где прячутся опасности», « Добро и зло», «Безопасно - опасно», «Собери картинку», «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!», «Опиши прохо
жего» и др.
6. Сюжетно-ролевые игры:
«Когда мамы нет дома», «Магазин», «Семья», «Приходите в гости к нам»,
«Люди добрые, люди злые»
7. Чтение рассказа «Марта и Чичи в парке»;
- Чтение русских народных сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и леса», «Маша и медведь», «Лиса в заячьей шкуре»
- Чтение С. Михалкова «Дядя Степа милиционер», С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Ш. Перро «Красная шапочка», Е. Васильева «Чтобы не было беды - делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности», А.С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Л. Толстого « Приключение Буратино»
8. Рисование «Свои и чужие люди»
9. Конструирование «Комната»
10. Подвижные игры:
- «С кочки на кочку», «Кто быстрее подаст сигнал», «Похитители и настойчивые ребята», «Смелые мышки» и др.
11. Драматизация сказки «Кот, петух и лиса»;
- Обыгрывание ситуаций «Вызов милиции», «Вызов скорой помощи», «Если звонят в дверь».
12.Практическая ценность проекта:
Таким образом, в результате освоения детьми, педагогами и родителями содержания настоящего проекта достигнуты определённые результаты:
- значительно повысился их уровень компетентности в вопросах безопасного поведения, сознательного отношения к себе и своему здоровью, избегать опасности;
- у детей сформировались устойчивые знания и интерес к своей безопасности, значительно повысилась самостоятельная активность; улучшился микроклимат в группе- сближение детей в результате коллективного сотрудничества всех участников образовательного процесса;
- установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных мероприятия;
- создана предметно-развивающая среда по теме «Безопасность».
Итогом реализации проекта условия для безопасного поведения детей в социуме.
Перспектива дальнейшего использования проекта:
- продолжение планомерной систематической работе;
- усовершенствование проекта путем внедрения новых форм и видов деятельности и расширения спектра его направленности;
- продолжение сотрудничества с родителями воспитанников, используя новые, нетрадиционные формы работы, создавая условия для их участия в воспитательно – образовательном процессе детского сада.
- использование в практике работы другими педагогами.
В перспективе проект может стать основой для создания в детском саду службы- комплекса «Ребенок и безопасность».
Для родителей организованных и неорганизованных детей возможна организация консультационной службы по вопросам безопасности детей силами специалистов МАДОУ.
Консультации для родителей на тему: - «Правила поведения детей с незнакомыми людьми»;
- «Защита детей сегодня».
- Совместная творческая работа родителей и детей. Рисование на тему: «Свои и чужие»
- Оформить информацию на стенде для родителей на тему: «Советы родителям: ребенок и незнакомец», «Памятки для родителей»
13.Создать в группе развивающую среду по теме «Безопасность». |
|